При возникновении конфликтов между работодателем и сотрудником, которые они оказались не в силах разрешить самостоятельно, спор передается на урегулирование либо в специально уполномоченный на это орган. В Трудовом кодексе указано две инстанции, где рассматриваются именно индивидуальные трудовые споры – это комиссии по трудовым спорам (КТС) и суд.
Какие споры рассматриваются в КТС
В ТК РФ разделены полномочия между судом и КТС по рассмотрению трудовых споров. Обычно, работник сначала обращается в КТС, а если там спор будет не решен, или работника не удовлетворит решение комиссии, то он может обратиться с тем же вопросом уже в суд.
Важно! Срок для обжалования решения комиссии составляет всего лишь 10 дней (ст. 390 ТК РФ), но он отсчитывается от момента вручения этого решения сторонам, а не от момента его принятия. А для вручения решения отводиться 3 дня.
В ст. 391 ТК РФ перечислены случаи, когда работник или работодатель могут обратиться в суд напрямую, пропустив рассмотрение спора в КТС. Например, когда работник требует восстановить его в должности, для работодателя же такое возможно, если он поднимает вопрос о возмещении ущерба, причиненного ему сотрудником.
Как обратиться в КТС
Единственное, что сказано в ТК РФ по поводу процессуальной стороны обращения в КТС – это то, для этого используется заявление. А вот требований к форме и содержанию этого заявления, а также к способу его подачи в законе нет.
Право на обращение в комиссию у работника согласно ст. 386 ТК РФ есть на протяжении 3 месяцев с того момента как его права были нарушены (или же он узнал о таком нарушении). Если же работник пропустил этот срок, то его могут восстановить тут же в комиссии, но только при условии, что у работника были причины для задержки, например, болезнь.
Форма заявления
Заявление подается в письменном виде. По своей сути, такое заявление – это тот же иск, который бы подавался в суд. С его помощью инициируется рассмотрение, и доноситься информация о нарушении прав до членов комиссии.
Как будет написано заявление:
- от руки,
- напечатано
абсолютно не важно. Но вот подпись под ним должна быть в обязательном порядке. Причем ставится он непременно самим заявителем. Если же у него такой возможности нет, то у его представителя должны быть такие полномочия, подтвержденные документально (например, отдельное упоминание в доверенности).
Содержание заявления
В заявлении нужно указать:
- куда оно подается,
- кто является заявителем,
- к кому предъявляются требования,
- суть спора,
- требования.
Естественно, язык изложения – сугубо деловой. Никаких личных обид, только те нарушения, которые предусмотрены законом. Ссылки на нормы законодательства только приветствуются.
Требования, которые были заявлены, должны быть выполнимы с точки зрения закона. Например, если гражданина безосновательно уволили, то он может потребовать восстановления на работе, но в той же должности. А вот потребовать повышения в качестве компенсации морального вреда он не может.
Чтобы лучше понять о том, что же нужно писать, можно просмотреть образец заявления в комиссию по трудовым спорам. Так будет легче выстроить правильно структуру документа.
Для многих участников трудовых правоотношений решение КТС не имеет веса, потому не исполняется, если вынесено не в их пользу. Такой подход в корне неверен, ведь это нарушение законодательства, а значит, к нарушителю могут быть применены санкции. Тем более что на основании решения может быть выдано удостоверение, которое является исполнительным документом. На основании удостоверения судебный пристав может исполнить решение в принудительном порядке.