Понятия, классификация и порядок разрешения трудовых споров предусмотрены главами 60, 61 ТК РФ, начиная со ст. 381 ТК РФ. Исходя из толкований законодателя, бывают индивидуальные и коллективные споры. Также Законодательством предусматривается порядок их разрешения. Давайте рассмотрим подробнее, чем отличаются 2 разновидности споров, и как они решаются.
Отличие между индивидуальным и коллективным спором
Согласно ст. 381 ТК РФ, индивидуальный спор может возникнуть между работодателем и одним из его сотрудников. В частности, он может касаться различий в толковании Трудового кодекса, договора или иных нюансов рабочих взаимоотношений. Также к этой категории относятся споры, которые возникают между работодателем и лицом, собирающимся заключить с ним трудовой договор.
В соответствии с положениями ст. 398 ТК РФ, коллективные споры могу т возникнуть между, собственно, работодателем и работниками, при этом представлять интересы могут их представители. Наиболее часто такие споры возникают из-за неудовлетворительных условий труда или размера оплаты, из-за несогласованных нюансов трудовых договоров и из-за коллективных договоров.
Для решения коллективного спора может собираться примирительная комиссия, которая и рассматривает возникший спор. Он разрешается в соответствии с нормами Трудового Законодательства. В каком порядке это происходит?
Порядок разрешения коллективных споров
Коллективные споры, инициатором которых выступает профсоюз или коллектив, рассматриваются и решаются в 3 этапа:
- рассмотрение работодателем требований в 3-дневный срок и создание примирительной комиссии;
- привлечение к спору посредника;
- решение спора в трудовом Арбитраже.
Следует отметить, что спор может решиться на любом из вышеописанных этапов, и вовсе необязательно доводить дело до Арбитража. Данный порядок изложен в ст. 401 ТК РФ.
Примирительная комиссия должна быть составлена из представителей работников и работодателя, при этом она должна иметь в своем составе равное количество первых и последних лиц.
Следующим этапом примирения или решения создавшейся проблемы являются переговоры, к которым непременно привлекается посредник. Именно данный процесс является решающим, если консенсуса достигнуто не будет, то следующим этапом уже станет Арбитраж. Также следует знать, что члены примирительной комиссии и иные лица, которые принимают участие в споре, временно отстраняются от выполнения своих профессиональных обязанностей.
Разрешение индивидуальных споров
Решение индивидуального спора может состояться:
- в трудовой инспекции;
- рассмотрением трудовой комиссией;
- в судебном порядке.
Интересно, что лицо, которое решило затеять трудовой спор, может обратиться в суд или в комиссию на протяжении 3-х месяцев с момента ущемления его прав. А в трудовую инспекцию работник может обратиться в любой момент. В Законодательстве нет четко установленных в данном случае сроков. Также работник в любой момент может обратиться с исковым заявлением в суд.
Трудовая комиссия, инспекция и суд вправе принимать решения касательно ситуации (по индивидуальному спору) и такие предписания являются обязательными для работодателя. Если же последний не выполняет их и всячески игнорирует, то работник может обратиться в суд вышестоящей инстанции.
Работник может обратиться в судебную инстанцию и параллельно с этим – в трудовую инспекцию или в комиссию. Однако здесь существует один важный нюанс: если инспекция с комиссией буду проводить свое расследование, и фактически будут настроены на защиту работника, то судебный процесс предусматривает самостоятельную защиту. То есть работнику придется самому собирать доказательства и факты, что будет сложно осуществить, если работодатель будет предпринимать попытки вмешательства.